В связи с резким увеличением нагрузок на дороги, за счет увеличения интенсивности движения, встал остро вопрос по качеству автомобильных дорог. Для многих стало понятно, что старые технологии и материалы не справляются и не отвечают современным требованиям. Для увеличения несущей способности и для увеличения срока службы асфальтобетонных покрытий, были созданы межасфальтные георешетки из стекловолокна, из базальтного волокна и из полиэфирного волокна. Каждый материал имеет свой набор положительных и отрицательных свойств.
В связи с резким увеличением нагрузок на дороги, за счет увеличения интенсивности движения, встал остро вопрос по качеству автомобильных дорог. Для многих стало понятно, что старые технологии и материалы не справляются и не отвечают современным требованиям. Для увеличения несущей способности и для увеличения срока службы асфальтобетонных покрытий, были созданы межасфальтные георешетки из стекловолокна, из базальтного волокна и из полиэфирного волокна. Каждый материал имеет свой набор положительных и отрицательных свойств.
Георешетки из стекловолокна имеют высокую жесткость (низкое удлинение при разрыве 4%) и высокую прочность. Находясь в асфальтобетоне геосетка, при малейших деформациях покрытия, начинает работать в полную силу. Модуль упругости герешетки из стекловолокна в десятки раз превышает модуль упругости асфальтобетона. Также положительным фактором является цена таких георешеток, она значительно ниже по сравнению с другими. Но, как и всегда не обошлось без «ложки дегтя». Недостатком таких решеток является хрупкость и низкая долговечность материала (срок службы не более 3 лет). Высокие динамические нагрузки могут привести к разрушению геосеток из стекловолокна за 1 год.
Георешетки из полиэфирного волокна имеют высокий срок службы не менее 8 лет, модуль упругости всего лишь в 2-3 раза выше чем у асфальтобетона. Таким образам она работает долго и совместно с асфальтобетоном. Георешетка из полиэфира имеет и технологическое преимущество, при укладке на георешетку верхнего слоя асфальтобетона она дает термоусадку, этот процесс исключает риск технологической ошибки, когда образуется небольшая волна. У любого полимера есть главная слабость – пластичность (способность растягиваться) это приводит к накоплению пластических деформаций в покрытии. За долговечность мы расплачиваемся большей стоимостью геоматериала.
Георешетка из базальтного волокна имеет все плюсы и минусы георешетки из стекловолокна, но стоимость их почти такая же, как у георешеток из полиэфира.
Любая технология является успешной только когда производство работ выполнено согласно строительным регламентам и нормам. Рассмотрим несколько технологических особенностей и эффективность использования георешеток для армирования асфальтобетона.
Первое на что необходимо обратить внимание при укладке георешетки – это ровность, натянутость и адгезия георешетки с нижним слоем асфальтобетона, от этого во многом зависит качество работы армирующего материала. Любая волна георешетки сведет на «нет» весь армирующий эффект (кроме полиэфирных, она даст термоусадку). Обычно георешетка подтягивается по мере укладки на нее асфальтобетона. Для лучшей адгезии слоев асфальтобетонов не допустимо скапливания в ячейках георешетки влаги, а также не желательно использовать георешетку с размером ячейки меньше 30 мм (уменьшается площадь сцепления асфальтобетонных слоев). Существует распространенное заблуждение, что георешетки из разного сырья взаимозаменяемы, если их сравнивать по максимальной прочности при растяжении. Выше мы уже рассматривали такой показатель, как жесткость. Он напрямую влияет на эффективность армирующего элемента. Например, возьмем прочность 50кН/м2. Что бы георешетка из стекловолокна (базальтного волокна) начала работать на максимальную прочность (50кН/м2), в покрытии должны произойти пластические деформации на 4%. Для георешеток из полиэфира должны произойти деформации в покрытии до 15-20%. Такие деформации в покрытии не допустимы, для дорожных одежд считаются нормальными деформации в пределах 5%. Поэтому при сравнении (если не брать в расчет долговечность) георешеток необходимо прочность стеклосеток (базальтных сеток) брать максимальную, а прочности полиэфирных брать при 5% удлинении.
После детального изучения рынка и применения георешеток для армирования асфальтобетона можно сделать следующие выводы. Каждый вид (на основе полиэфира, стекловолокна и базальта) имеет право на существование и имеет свою область применения.
Георешетки из стекловолокна и из базальтного волокна, лучше применять на площадках, стоянках, дорогах второй и третьей тех. категории, и с расчётом, что она будет работать очень эффективно, но не дольше 3 лет. А также использовать георешетку в верхних слоях асфальтобетона, под слоем износа, который меняется раз в 3-5 лет. Самое большое преимущество – это меньшая стоимость.
Полиэфирные сетки не дают слишком большого укрепления, но работают значительно дольше и их следует применять на дорогах с большой интенсивностью движения автотранспорта. Армировать такими геосетками целесообразно нижние слои асфальтобетона, срок службы которых рассчитан на 8 лет.